Previous Entry Share Next Entry
Эми Секвензия: "Прескриптивная норма «сперва человек» и дискриминация инвалидов"
mkdir1 wrote in aspergers
Оригинал взят у mkdir1 в Эми Секвензия: "Прескриптивная норма «сперва человек» и дискриминация инвалидов"

Примечания переводчика:
1. "person-first" language ("people-first" language) — прескриптивное (нормативное) правило английского языка, призванное обеспечить гуманизацию для людей с инвалидностью, его принцип "сперва личность (человек), потом указание на заболевание, клинически значимое отличие и т.п."; противопоставляется "identity-first" language, чей принцип "личность — это, прежде всего, её идентифицирующие признаки".
2. Для обозначения дискриминации и/или социального предубеждения против людей, имеющих статус инвалидности, автор использует слова "ableism" и "ableist" (человек, занимающийся указанной ранее дискриминацией), которые невозможно перевести на русский язык одним словом, потому для краткости используются заимствования (англицизмы) — "эйблизм", "эйблист".

Эми Секвензия
Если вы — человек без инвалидности и требуете использования "person-first" language (PFL), то вы — эйблист.

Если вы — человек с инвалидностью и требуете от других людей с инвалидностью использовать "person-first" language, то вы — эйблист.

Если вы — человек с инвалидностью и хотите использовать "person-first" language в отношении себя, то я уважаю ваш выбор. Также я уважаю ваше право требовать от других людей обращения к вам с использованием "person-first" language.

Но "person-first" language — это идея эйблиста, и я поясню почему.

Я знаю историю PFL. Также я знаю, что это правило было выбрано людьми без инвалидности, которые полагают, что имеют право устанавливать, как нам говорить, как нам называть самих себя. А это и есть эйблизм.

У сторонников PFL есть несколько "объяснений" тому, почему каждый должен использовать это правило, но оные неудачны со всех сторон.

Первое из них: "Видеть человека, а не инвалидность".

Я хочу процитировать Лоуренса Картер-Лонга потому, что мы гордимся быть инвалидами, мы не стыдимся наших инвалидностей. Он сказал:

"Если вы "видите человека, а не инвалидность", то имеете только половину картины. Расширьте перспективу. B вы удивитесь тому, что пропустили. ИНВАЛИД. #SayTheWord"

Примечание: Лоуренс Картер-Лонг не говорил конкретно о PFL. По его словам, хэштег #SaytheWord "более глобален". Мне до сих пор нравится эта цитата и её смысл. Почитать об этом можно по этой ссылке.

Итак, разрушение "объяснения": "Видеть человек, а не инвалидность".

Я хочу развенчать представление о том, что использование PFL делает отношение общества к нам лучше. Скорее, наоборот, оно способствует стигматизации людей с инвалидностью. Вместо того чтобы "видеть" нас, общество игнорирует нас, мы становимся "безгласыми" и "невидимыми". Вывод: развенчано. Но есть еще кое-что.

Вы, сторонник PFL, действительно видите меня (и только меня), а не мою инвалидность?

Если ответ "да", то вы — эйблист, потому что игнорируете важную мою часть. Если вы игнорируете мою инвалидность, то как вы можете считать себя союзником и как вы собираетесь поддерживать меня (и всех других людей с инвалидностью) в наших требованиях быть услышанными?

Если вы настаиваете, что будете поддерживать нас, используя PFL, то вы — эйблист, потому что я и многие другие уже говорили, что уважать нас — означает слышать наши предпочтения, вместо того чтобы требовать от каждого использования языка, который мы отвергаем. Всё, что вы делаете, — это о вас, это ваши предпочтения, ваш выбор. И где тут уважение ко мне и другим людям с инвалидностью?

Тогда другое "объяснение": "Вы гораздо больше, чем ваша инвалидность".

Я не буду оспаривать само утверждение, я разрушу причины, по которым вы его используете.
Я — Инвалид.
Я — Аутист.
Я — женщина.
Я — удивительна (по словам моих друзей).

И тут вы, сторонник PFL, вероятно "поправите" меня и скажете: вы — "человек с инвалидностью", "у вас аутизм".

Если вы настаиваете на таком правиле (языке), то почему бы вам не сказать, что я — человек с женственностью? В конце концов, я больше чем просто женщина. Почему бы вам не сказать, что я — человек с удивительностью? Я больше чем просто удивительная тоже.

Я избавлю вас от потери времени в неудачных попытках объяснить использование PFL. Вы ведь попытаетесь сказать, что инвалидность не определяет мою суть. А с чего вы это взяли? Я сама определяю себя и моя инвалидность тоже участвует в этом определении. Вы — эйблист, если говорите мне о том, как я должна себя чувствовать, будучи инвалидом.

Или, возможно, вы не считаете удивительных людей людьми? Абсурдно, да?

Причина проста: вы воспринимаете инвалидность как нечто, делающее нас менее значимыми, в чём-то поломанными, чем-то неправильными.

Вы используете "identity-first" language для обозначения того, что считаете позитивным. Инвалидность, по-вашему, нечто негативное. Это — эйблизм.

Если вы всё еще пытаетесь оправдать себя, то ваш эйблизм удваивается, потому что вы не слушаете нас, заглушаете наши голоса. Теперь, если вы будете использовать PFL при описании кого бы то ни было, я присоединюсь к вам, например: "Вы — человек с мужественностью, имеющий много удивительности и нарядности. А вы — человек с религиозностью?". Звучит нелепо, да? В этом и есть мой посыл: PFL является эйблистким и смешон.

Существует еще одно "объяснение", которое я слышала много раз: "PFL — приемлемый, официальный, повсеместно используемый язык".

Приемлемый для кого? Это отличный пример PFL как языка эйблизма. Он глушит нас. Он говорит, что люди без инвалидности — это одни из тех, кто знает, что такое "лучше" для инвалидов-людей. Он говорит, что мы, инвалиды-люди, не те, кто может сам себя определять. Он делает выбор людей без инвалидности "официальным" для инвалидов-людей. PFL неприемлем для меня и многих других инвалидов-людей. Если вы утверждаете, что являетесь нашим союзником, и при этом используете PFL ради уважения к нам, то вы НЕ уважаете нас.

Если вы настаиваете на использовании PFL, потому что хотите избежать "споров", или боитесь бросить вызов эйблистскому обществу, или это удобно для вас, то вы не должны претендовать на звание союзника или адвоката.

Если вы продолжаете использовать PFL после того, как мы сказали, что предпочитаем "identity-first" language, то вы — эйблист, вы заглушаете нас, вы нам не союзник.

Если вы продолжаете использовать PFL, настаивая на том, что это — единственный способ быть услышанным и защищать нас, то прекратите использовать моё имя в вашей деятельности. Вы — эйблист, а мне не нужен союзник-эйблист.

#SayTheWord. Слово ИНВАЛИД.

Эми Секвензия — неговорящая аутистка, активистка с разными инвалидностями и писательница. Эми пишет о правах в области инвалидности, гражданских правах, правах человека. Еще она пишет стихи. Эми была на нескольких конференциях в США и в других странах, а её деятельность описывается в книгах об Аутистах и Инвалидах. Эми принимает значительное участие в движении за нейроразнообразие, откровенно говоря о правах и достоинстве инвалидов. Эми является членом совета директоров Сети Аутичных Самоадвокатов (ASAN, Autistic Self Advocacy Network) и Альянса за Вспомогательные Услуги и Технологии во Флориде (FAAST, Florida Alliance for Assistive Services and Technology).

Представленный выше материал — перевод текста "Person First Language and Ableism".


?

Log in